С Рунетом борются за копирайт

17.10.2010
С Рунетом борются за копирайт

С Рунетом борются за копирайт

Споры об авторских правах столь же вечны, как обсуждения лучшего браузера или лучшего автомобиля. Существует две противоположные точки зрения. Одна — о том, что копирайт — это не более чем пережиток прошлого, его нужно уничтожить, а информация должна распространяться бесплатно. Другая — о существовании праве на контент, музыкальные произведения или видео, приверженцы которой считают, что за информацию нужно платить.

Пока первые пытаются доказывать право на существование своей точки зрения, например, создавая Партии пиратов, за вторыми стоит мощная сила в виде законодательной базы. И если в законах прописано главенство копирайта, никакие точки зрения о свободе информации не спасают.

Несколько недель назад Госдума приняла поправки к закону, которые ужесточают наказание за нарушение авторских прав. Согласно новым поправкам, воспроизведение любых произведений, защищенных копирайтом, разрешается только «при необходимости».

Критериев этой самой «необходимости» в законе не приводится. Поэтому этот закон может больно ударить по многим пользователям, которые скачивают защищенный контент исключительно для личного пользователя. Наказание за нарушение прав предусматривается в виде штрафа в размере от 10 тыс. руб. до 5 млн. руб., либо лишения свободы на срок до двух лет.

Это теоретически означает, что если вы скачали новую серию любимого сериала, то гипотетически вы можете сесть на два года. Здравый смысл и комментарии экспертов показывают, что вряд ли правообладатели будут судиться с отдельными пользователями — слишком уж это накладно. Однако инструментом давления такое наказание стать вполне может.

Пока мы не слышали новостей о том, что кто-то из пользователей пострадал от такого закона. Однако в конце прошлой недели появилась информация о претензиях правообладателей к крупным интернет-компаниям Рунета. «Яндекс» обвинили в незаконном размещении в интернете словаря антонимов, авторские права на который принадлежат компании «АСТ-Пресс Книга», а Mail.ru совместно с «В контакте» — в нарушении исключительных прав «Гала рекордз» на фонограммы певицы Максим и группы «Инфинити».

Второй иск поневоле напоминает ряд предыдущих, в которых интернет-компании должны были отвечать за контент, размещенный пользователями. Все это мы уже наблюдали. Однако теперь войны за копирайт набирают более глобальные масштабы.

Не только в Рунете стали особенно пристально следить за вольным или невольным нарушением авторских прав. США хочет закрывать сайты, распространяющие нелицензионный контент, а во Франции увеличили штраф за такое нарушение, готовятся отключать за это от интернета или садить в тюрьму.

Но вернемся к Рунету. Активизация борьбы за копирайт может стать началом других действий, с более серьезными последствиями. Несколько дней назад стало известно, что МВД России предложило блокировать нелегальный трафик из-за рубежа на уровне магистральных операторов. Нелегальный в этом случае означает, в том числе, и пиратский. Причем для такой блокировки нужно будет только «мотивированное представление» от суда, следствия или органов дознания.

По сути это означает, что МВД сможет ограничивать доступ российских пользователей к определенным сайтам, не прилагая для этого особенных усилий. И все это — под маркой защиты от пиратского контента. Однако что такое блокирование контента (вне зависимости от причин), мы можем видеть на примере Китая. Защитив граждан от пиратского контента, например, от доступа к торрент-трекерам, государство через некоторое время может так же «защитить», например, от чтения BBC или CNN.

Как вы думаете, к чему приведут эти «копирайтные» инициативы властей?

Автор: Надежда Баловсяк

Поделитесь с друзьями интересной статьей:

Метки: , , , , , , ,
Просмотров: 17937

А что вы думаете по этому поводу?

41 Responses to С Рунетом борются за копирайт

  1. Денис Байдин на 18.10.2010 из 01:04

    Прочитал статью и задумался… вроде бы надо защищать авторские права на различные фонограммы и фильмы, но ведь те сотни гигов которые у меня на жестком диске я использую только для личных целей и никогда не продавал. Я считаюсь пиратом или нет? Уверен что практически у каждого пользователя Интернета такая картина на компе… Неужели все мы пираты?
    Отдельным вопросом может стать программное обеспечение, которое в домах практически на 100% пиратское, да и где взять самому обычному пользователю на стандартный набор программ для работы порядка 2-3 тыс. баксов? Зачастую сам комп (железо) стоит во много раз меньше.
    И всё таки я за соблюдение авторских прав.

    С дружеским приветом, Старый Пират )))

    • garibas на 19.10.2010 из 04:42

      Считаетесь, мы теперь все пираты. Полльзуюсь линуксом, фильмы-музыку не качаю. Но теперь вынужден платить михалкову, за покупаемые балванки,флешки,технику, теперь говорят еще с провайдеров будут брать. То есть де-юро нас всех обвинили в пиратстве. Да, не забывайте. унас в гражданском праве презумпции невиновности нет, так что доказавать, что ты не верблюд придется самомоу.

  2. HAN на 18.10.2010 из 05:49

    Согласен с Денисом. Пример: Дочери моей знакомой дали домашнее задание по информатике (изучали какой то флеш редактор). Официальная версия стоит 700 баксов. Ну и где их нарыть при зп 20т.р. А если на следующий урок еще чего нибудь изучать будут? Я ЗА что труд программистов, дизайнеров и прочих разработчиков должен оплачиваться, но по сути программа(песня, фильм) создаются один раз, а дальше продаются копии.

    • Денис Байдин на 20.10.2010 из 13:35

      А вы например хоть задумывались сколько времени и сил уходи на создание этой самой первой копии? Приведу пример из своей практики: звонит одна знакомая и плачет – заблокировался комп, винда при включении просит пароль, а она ничего не вводила. В первый вечер потратил 4 часа на тестирование программ для взлома пароля, во второй вечер 3 часа. Нашел способ! Пришел к ней в гости и за 5 минут!!! всё сделал. Теперь вопрос: Мне должны оплатить труд за 7 часов или 5 мин? Естественно с подруги я ничего не взял, зато пример показательный.
      В тоже самое время на создание и отладку программы размером в несколько мб может уйти очень много времени, а как его оценивать? Также и при разработке больших программ, например во сколько обходится Microsoft одна копия винды? 5-6 тыс рублей, которые она стоит в магазине или миллионы баксов, которые окупаются только за счет большого тиража?
      На самом деле программы не дорогие, это у многих людей доходы очень низкие.
      А для того чтобы один раз что-то сделать в программе есть пробные версии на 10-40 дней, этого срока достаточно для выполнения одного домашнего задания.

      • Krez на 22.10.2010 из 19:52

        Только вот вы не забывайте что продукты Майкрософт продаются по всему миру и окупаются очень быстро.Это пользователи на пост советском пространстве пользуются пиратскими копиями, а вот вся европа и большинство остального мира покупают и за все платят, кроме того почти все фирмы особенно крупные обязаны купить если хотят пользоваться. А иначе первая проверкая станет им в приличную денежку, так что нечего желеть бедненького Била Гейтса, некоторые вещи по истечении времени окупаемости должны становиться достояние мира, как например произведения Пушкина, закоторые почему то ни кто не отчисляет процент его потомкам…

  3. Игорь на 18.10.2010 из 11:29

    Когда сам начинаешь что то производить информационное – начинаешь ценить авторское право 🙂
    А дома никто не заставляет использовать не лицензионное ПО, очень много и бесплатных аналогов, пусть менее удобных.
    Сам сижу на Ubuntu, но с удовольствием бы купил 7-ку, но не по боксовой цене.

    А вот мультимедиа-контент – тут да… Получается даже зайдя на любой сайт с копирайтом – автоматически нарушаешь закон, так как в кэше он сохранится.

    • Денис Байдин на 20.10.2010 из 13:40

      Пробовал я как-то внедрить в организации где когда-то работал Linux… Всё было как в хорошем триллере… даже вспоминать не хочется… Все привыкли работать с виндовскими прогами, а там ничего не работало из привычного ПО… Девчонки меня там съели за несколько дней… пришлось снова возвращать левые винды и со страхом ждать очередной проверки из госбезопасности… не только у людей проблемы с деньгими, но и в организациях не за что брать ПО. Это было более 3 лет назад. С тех пор я работаю на себя в электронной коммерции и счастлив.

  4. Vlad на 18.10.2010 из 23:52

    Такими темпами скоро споёшь на шашлыках песенку и всё, пират.

    • garibas на 19.10.2010 из 04:46

      привлекали ли же уже хор ветеранов. Также где то ЗАГС засудили за исполнение вальса Мельденсона.

    • Руслан на 19.10.2010 из 14:27

      Вот пример:
      Я разработчик и программист.
      Меня нанимают на работу. За зарплату я делаю некое устройство, пишу к нему программу, делаю необходимую для производства документацию, запускаю производство и после этого меня увольняют.
      Моё авторство нигде не учитывается. На изделии стоит логотип фирмы. Фирма получает прибыль от продажи изделия, разработчиком которого являюсь я. А я безработный…

      Понято, без работы я не останусь – много таких “умных” фирм, где требуются одноразовые разработчики, для реализации их авторских идей.

      Я за свободный копирайт! Имя автора пусть будет на всегда – это копирайт! А вот требовать оплату за уже сделанную работу, за написанную книгу, за спетую песню – это не годится. Пожертвования и подарки от фанатов и поклонников, да и то, не забудь заплатить налоги 🙂

  5. Андрей на 19.10.2010 из 04:32

    У нашего государства нет более важной задачи, как в вымирающей и полуголодной России защищать права медиамагнатов?
    Это самое первоочередное?
    Где действия государства по защите сельского хозяйства?
    Где действия по сокращению количества голодных обмороков школьников?
    Где …..????!!!!
    Где реальные действия по пересмотру результатов приватизации?
    (“Мы уважаем право собственности..” – сказано гордо и однозначно (по вопросу о олигархах).
    А почему тогда нет уважения в Правам миллионов, причитавшаяся которым собственность, стала достоянием немногих, чьи права столь гордо и открыто признаются и защищаются).
    Нет слов, – законы нужны, но всему свое время. Тот, кто “недополучает огромные суммы” прибыли, почему-то уважаем государством намного больше, чем тот кто недополучает хлеба (читай: права на жизнь).
    Почему приоритеты расставлены именно так?!
    Если бы Россияне не были нагло обворованы теми, кто до сих пор этим государством уважаем, у них было бы гораздо больше возможности соблюдать подобные законы.
    На деле получается, – горстка бандюганов, развращая подростков полуголыми куклами, поющими под фанеру, – ставит все население Великой России вне Закона!
    (а потом с привлечением административно государственного ресурса узаканивает механизм групповой дойки….)

    • garibas на 19.10.2010 из 04:47

      вы абсолютно правы

    • ГАЛИНА на 19.10.2010 из 06:25

      +1000

    • Руслан на 19.10.2010 из 14:56

      Вот и встаёт вопрос:
      Заплатить государству налоги, чтобы она стало сильнее?
      А то ведь и впрямь, возьмёт и станет сильнее и ка-а-ак треснет по башке: …за копирайт; …за олигархов обиженных; …за Самарских стариков-ветеранов – поющих авторские песни слишком громко и слишком бесплатно; …за учителей в глубинке Российской, у которых зарплата 2000 рублей, а они учат детей пользоваться не лицензионным M$ Windows.

      А ведь государство, это некая э-э-э… хреновина, которая заботится о людя’х должна, ну хотя бы теоретически. Было бы здорово, если государство походило бы на французский профсоюз, который за народ готов революцию устроить и сам себе глотку перегрызть от злости за справедливость. Вот только справедливость – это для олигархов.
      🙂

    • Лидия на 22.10.2010 из 20:42

      Все так! Поддерживаю.

    • Frost на 25.10.2010 из 08:52

      Полностью согласен с Автором.А происходит это потому что не мы с вами через своих представителей во власти пишем законы,а их пишут богатые урки под себя. И так во всем мире капитализма в той или иной форме.

  6. k_204 на 19.10.2010 из 06:38

    Я делаю любительские видеоклипы. И не представляю, как можно этим заниматься, не поставив ту музыку, на которую сделано видео?! Одно дело, если бы я получала за это деньги – тогда да, авторам (или исполнителям? – ну, кому-то там) надо было бы “отстегивать” по-честному. А прсто так…ну, посмотрят видюхи в интернете, их миллион таких – даже наоборот, кто-то заинтересоваться может музыкой этой (я сама так на Myphos набрела).
    А ПО нормальное обычному пользователю вообще нереально приобрести. Конечно, можно и “лос самомучос” поискать – а потом говорить, что Россия отсталая, все на одном ПО, а мы – на другом.
    А идея-то? Жадность нереальная – раз, спихивание вниз “к сохе” тех, кто не может платить – два (классно, кстати, тупое стадо – это супер для управленцев!), чересчур явное соблюдение авт.права тормозит прогресс. Кто сказал “Я вижу далеко, потому что стою на плечах гигантов” Ну так теперь енти плечи денег хотят…
    Абсурд…
    ПыСы А хор ветеранов в Самаре засудили реально.

  7. Иван на 19.10.2010 из 08:29

    Можно, конечно бороться с копирайтингом, но бесполезно.Правда любой закон можно довести до абсурда (что у нас часто и происходит). А так наверное? можно зарегистрировать авторское право на рецепт хлеба или ненормативную лексику, и со всего населения России брать деньги за авторское право (на мат).

    • Лидия на 22.10.2010 из 20:45

      И еще за частушки за переплясы, за обряды.

    • Лидия на 22.10.2010 из 20:49

      И еще за частушки, за переплясы, за обряды.

  8. Виталий на 19.10.2010 из 10:43

    Сначала заблокируют все иностранные сайты, потом обдерут пользователей, потом будут дальше гнать свои новости, а пользователи не смогут узнать новости из нероссийских источников. Тут сразу получается они убьют несколько зайцев.

  9. Вячеслав на 19.10.2010 из 15:51

    Можешь создавать что хочешь, торговать этим сколько хочешь, но … если опубликовал в Интернете, всё! Положил в свободный доступ, так нечего жлобиться. Теперь это всеобщее. А то получается, что Интеренет – бесплатная реклама, при этом за продукт деньги взять очень хоцца. Ещё раз повторю, продавай легально через магазин, а выложил во всем одинаково принадлежащее пространство, то радуйся тому, что кто-то отзовётся о твоём продукте положительно. Короче, хочешь денег, много денег – не выкладывай в И-нет. Привыкли, что олигархи хапают деньги за то, что принадлежит всем (да ещё налоги не всегда платят), а потом продают втридорога. Это я, к примеру, о нефти.

  10. Вячеслав на 19.10.2010 из 15:59

    А почему Бил Гейтц продаёт свои “форточки” в России дороже, чем в других странах? При таком соотношении цена/зарплата, если бы мы могли только покупать его шедевры, то на сей день в России владельцев компьютеров было бы в десятки раз меньше. Компьютеры у нас тоже не даром раздают. К примеру, ASUS EEE PC 701 в Европе продавался за 120 уёв, а у нас за 10 тыр!
    Пошли вы со своим копирайтом … !

  11. kinoimir на 19.10.2010 из 17:28

    своими правами надо заниматься!

    Если правообладатель заявляет, что хочет получать за прослушивание, просмотр и тд, какие то деньги, тогда пусть сами и занимаются, договариваются и распространяют свой контент… или пусть отдают цифровые права в управление агентам, который будут решать данные вопросы.

    Зачастую площадки с которыми судятся правообладатели, имеют готовые инструменты для сбора авторского вознаграждения или автоматической блокировки контента! Хочешь получать за просмотр,
    выложи свой контент легально в Рунет, установи стоимость просмотра и будет всем счастье!!!

    PS

    А лучше выложить бесплатно с возможностью проголосовать или пожертвовать, внести свой вклад в развитие творчества на добровольных началах! Вот это думаю будет по честному!!!

    • Людмила на 20.10.2010 из 01:50

      kinoimir правильно рассуждаете.
      Только вот, если авторы последуют Вашему совету, большинству из них кушать не на что будет, а хочется.
      Пару лет назад, кажется, в Штатах какая-то группа выложила в инет, в бесплатный доступ, песни из своего нового альбома, которого еще и в продаже не было. Людям понравилось и продался их альбом “на ура”.
      А наши “фанерные звездочки” не понимают, что это бесплатная реклама. А может наоборот, очень хорошо понимают, что никому не интересны.

      • Ольга на 29.11.2011 из 10:29

        А на еду деньги зарабатывают концертами, например.

  12. Alex на 20.10.2010 из 00:55

    Могу предложить две версии этого “законотворчества”:
    Первая, менее страшная – то, что “правоохранителям порядка” принадлежит немалая доля от точек по продаже “левых” DVD ни для кого не секрет, вот и озадачились, как бы доходы не потерять.
    Вторая, более страшная – под марку борьбы с пиратством взять под контроль вообще ВСЕ потоки информации, в первую очередь – политической.
    Выбирайте вариант!

  13. Диоген на 20.10.2010 из 07:44

    Безумство копирастии…
    Вроде уже и ежику должно быть ясно, что авторы тут ни при чем.
    В суд на ветеранов и на дип перплов подавали вовсе не авторы.
    Для начала – надо четко понять, что если есть возможность на шару поднять деньгу – всегда найдутся желающие это сделать.
    Сравните стоимость болванки и записанного ДВД и все станет ясно.
    Не фиг благоговеть при слове “закон”.
    Когда законы эти пропихивают копирасты, готовые и ветеранов ВОВ штрафовать и сажать.
    Ну с торговцами – все ясно.
    Но когда с подобными инициативами выступают силовики – не будьте наивными.
    Не верьте сказочкам об их озабоченности “справедливостью”, “моралью” или еще чем там.
    С чего бы им себе лишнюю работу придумывать.
    Ведь ясно для чего это – они рвутся к КОНТРОЛЮ, к ВЛАСТИ над интернетом. А значит и над его пользователями.
    Не случайно, суды принимают решения, обязывающие провайдеров и хостеров заниматься шпионажем за пользователями…
    Впрочем, не только суды – достаточно и ведомственных инструкций Минсвязи, которые откровенно нарушают конституционные права граждан на приватность.
    .
    “Авторское” право – только повод. Одним – извлекать прибыль. Другим – установить контроль и получить власть.
    А что касается собственно самих авторов – то и ежику понятно, что следует переходить на другую систему оплаты и поощрения авторов.
    Искать другие способы взаимодействия авторов с обществом.
    Только и всего.
    А стремление к тотальному контролю – было всегда, и авторское право – только повод, кажущийся удобным.

  14. Стас на 20.10.2010 из 08:51

    Условия надо создавать для заработка, а не запреты.

    • Денис Байдин на 20.10.2010 из 14:01

      Абсолютно согласен, вот только это не обязанность государства, а наша собственная. Если у меня было желание работать на себя, то я и работаю. При отсутствии желания работать и большом желании ныть на всех углах всегда виновными будут окружающие, а я сам весь такой белый, пушистый, невинный и несчастный )))
      Кто хочет пить – напьётся, а кто не хочет – того хоть утопи, всё равно пить не будет.
      Я хотел и хочу пить, ну и работаю.

  15. Елена на 20.10.2010 из 11:03

    Со всеми абсолютно согласна, особенно с Диогеном. У нас в городе в музыкальном магазине запретили транслировать в зале поступившие новинки в рамках борьбы за авторские права. Это расценивается как нелегальное использование произведений в коммерческих целях.Получается, теперь даже старинную классику нельзя использовать ни для какой трансляции, могут предъявить свои права исполнители или их наследники. Интересно, еще никто не догадался привлечь за пиратство церковный хор?
    А еще у меня на домашнем компе при включении постоянно выпрыгивает предложение провести проверку подлинности ПО. Выходит, я уже засвечена, как пират, наверняка какая-нибудь скачанная из Инета программа может оказаться пиратской. Кстати, после этого комп стал жутко тормозить при работе.
    Еще одно замечание не по теме борьбы за авторские права.
    Иван напмсал “Можно, конечно бороться с копирайтингом, но бесполезно.”
    Пожалуйста, не путайте понятия копирайт и копирайтинг. Это даже не однокоренные слова, в английском языке слова, обозначающие эти понятия, имеют различное написание.Копирайт (Copyright)- знак, обозначающий авторское право, он выглядит так © (буква “с” внутри круга), а копирайтинг copy (текст, рукопись) и write (писать) – написание рекламных текстов, а шире – любых текстов для Интернета. Копирайтер – человек, пишущий для Интернета, а вовсе не обладатель авторских прав. Так что бороться с копирайтингом и копирайтерами действительно бесполезно, да и не нужно.

    • Денис Байдин на 20.10.2010 из 14:04

      А еще у меня на домашнем компе при включении постоянно выпрыгивает предложение провести проверку подлинности ПО.
      Это похоже на самый обычный вирус… он ещё может предложить купить “подлинную” винду за СМС )))
      Будьте бдительны.

  16. Gleb на 21.10.2010 из 07:54

    а почему бы законотворцам за использование законных актов не брать денежку?! трудились ведь… бедолаги. в том числе и за цитирование и использование закона об авторских правах.

    • Диоген на 21.10.2010 из 09:54

      А ведь берут уже!
      ГОСТы – это тоже законы.
      На сайте росгостехнадзора (бывший Госстандарт) – ГОСТЫ можно скачать только за плату. Хотя в законе прямо прописано, что ГОСТЫ не подпадают под авторское право.
      Более того, было решение суда, которое обязывало их выкладывать ГОСТы в открытом доступе.
      Но прибор они клали на это решение.

      • Руслан на 21.10.2010 из 20:11

        Вы совершенно правы! С ГОСТ-ами это просто безобразие, мало того, что покупатель тушёнки не может посмотреть чё ему туда по ГОСТу напихать должны, так ведь и производители этой самой тушёнки не знают чего туда положить 🙂
        А если серьёзно, то Доступ к ГОСТам должен быть открыт и предоставлен на каждом углу в полном объёме. Тогда и качество жизни будет улучшаться – вот посмотрит человек, что по ГОСТу в “фермерской” колбасе 0% мяса да и передумает её покупать и соседа с родственниками отговорит, и как результат не отвалится у него через 10 лет печень, и не пойдёт он к врачам относить свою пенсию – чтоб вылечили, и государство деньги на его лечение сэкономит, и будет всем счастье.

  17. Aleksander на 21.10.2010 из 20:36

    Ага, не исполняешь закон плати штраф, Исполняешь, плати за использование…

  18. Stanislav на 21.10.2010 из 21:45

    Граждане, вы ничего не измените, написав кучу комментариев. Как там… “посидели, погундели, выпили и разошлись”.

  19. Андрей на 22.10.2010 из 18:30

    Пора всех этих законотворцев перевешать на фонарных столбах Сам бы вешал и с удовольствием Хватит издеватся над народом

  20. antonio на 03.12.2010 из 02:25

    Да уж, тема наболевшая… Что касается меня, то я получается вообще хакер злостный – сегодня для реферата, который делал в нелицензионном Wordе, принтскринил авторские картинки с опального яндекса. Да, кстати, пэинт и прога для скринов у меня тоже нелицензионные, и винда вообще. Интересно, сколько мне светит пожизненных сроков ))))))))

  21. Светлана на 11.03.2011 из 18:50

    Руслан и Антонио! Спасибо за юмор. А про государственные вмешательства в инет и про Госты можно сказать, как не было порядка, так и не будет

  22. naty на 15.11.2011 из 15:01

    Сама так не скажу, так хоть повторить хочется.. Вот прямо в точку человек сказал!
    У нашего государства нет более важной задачи, как в вымирающей и полуголодной России защищать права медиамагнатов?
    Это самое первоочередное?
    Где действия государства по защите сельского хозяйства?
    Где действия по сокращению количества голодных обмороков школьников?
    Где …..????!!!!
    Где реальные действия по пересмотру результатов приватизации?
    («Мы уважаем право собственности..» – сказано гордо и однозначно (по вопросу о олигархах).
    А почему тогда нет уважения в Правам миллионов, причитавшаяся которым собственность, стала достоянием немногих, чьи права столь гордо и открыто признаются и защищаются).
    Нет слов, – законы нужны, но всему свое время. Тот, кто «недополучает огромные суммы» прибыли, почему-то уважаем государством намного больше, чем тот кто недополучает хлеба (читай: права на жизнь).
    Почему приоритеты расставлены именно так?!
    Если бы Россияне не были нагло обворованы теми, кто до сих пор этим государством уважаем, у них было бы гораздо больше возможности соблюдать подобные законы.
    На деле получается, – горстка бандюганов, развращая подростков полуголыми куклами, поющими под фанеру, – ставит все население Великой России вне Закона!
    (а потом с привлечением административно государственного ресурса узаканивает механизм групповой дойки….)

Добавить комментарий для antonio Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Rambler's Top100